Содержание
- Почему необходимо спускать воздух с радиаторов
- Способы попадания воздуха в радиаторы
- Признаки завоздушивания
- Способы удаления воздуха
- Заключение
Завоздушивание радиаторов — одна из частых причин нарушения нормального функционирования системы отопления. Эта проблема возникает и в городских квартирах с централизованной системой, и в частных домах с индивидуальным отоплением. В статье расскажем о причинах и последствиях возникновения воздушных пробок, а также опишем различные способы, позволяющие спустить воздух с батареи.
Почему необходимо спускать воздух с радиаторов
Присутствие воздуха в системе отопления может вызвать ряд негативных процессов:
- Снижение эффективности теплосистемы. Накопившиеся пузырьки препятствуют нормальной циркуляции теплоносителя, в результате чего радиатор прогревается неравномерно. В области нахождения воздушной пробки поверхность остается холодной, поэтому сокращается площадь теплоотдачи и количество тепла, которое передается отопительным прибором в единицу времени.
- Снижение ресурса отопительного оборудования. Кислород, содержащийся в воздухе, создает условия для образования коррозии на внутренних металлических элементах, из-за чего сокращается срок службы радиаторов. Кроме этого, завоздушивание системы может стать причиной преждевременного выхода из строя циркуляционного насоса.
- Повышение риска аварий. При завоздушивании возрастает вероятность нарушения герметичности системы и образования протечек, а также повышается риск разгерметизации из-за гидроударов.
Способы попадания воздуха в радиаторы
Причинами, по которым воздух может попадать в систему отопления, могут являться:
- Ошибки при монтаже системы. При неправильном уклоне трубопровода в системах, где теплоноситель двигается самотеком, не достигается необходимый показатель давления, происходит застой жидкости с формированием воздушных пробок.
- Разгерметизация. Воздух может проникать в систему отопления при наличии в контуре ненадежных соединений, трещин и других дефектов.
- Несоблюдение порядка заполнения контура теплоносителем. Завоздушивание происходит, если система быстро наполняется теплоносителем без одновременного стравливания воздуха.
- Плохая водоподготовка. Несоответствие жесткости воды нормативным показателям приводит к повышенному газообразованию в радиаторах и трубах.
- Проведение ремонтных работ. При ремонте и замене отдельных элементов нарушается герметичность системы, что сопровождается попаданием внутрь воздуха.
- Перегрев теплоносителя. При слишком высокой температуре жидкости может произойти ее закипание, сопровождающееся выделением газов.
Признаки завоздушивания
Определить наличие воздуха в системе отопления можно по следующим признакам:
- Недостаточное или неравномерное отопление помещений. Если отопление не работает должным образом и некоторые помещения остаются прохладными, это может быть признаком наличия воздушных пробок в системе. Чаще всего воздух скапливается в верхних частях системы, где нарушается ток теплоносителя, и не происходит нагрев поверхности батареи.
- Шум в трубах и радиаторах. Движение теплоносителя в завоздушенном трубопроводе часто сопровождается посторонними звуками.
- Вибрирование. Наличие воздуха в жидкости способствует запуску окислительных процессов, которые способны вызвать вибрации в трубах.
Способы удаления воздуха
При наличии признаков завоздушивания, необходимо выпустить воздух из батареи отопления. Сделать это можно одним их следующих способов.
Сливной вентиль
Если система оснащена сливным вентилем, его можно использовать для удаления воздушных пробок. Такие устройства обычно предусмотрены в индивидуальных системах и в домах с центральным отоплением старой постройки.
Для проведения работ необходимо подготовить емкость, в которую будет сливаться вода, выходящая одновременно с воздухом. Вентиль необходимо приоткрыть и медленно стравить воздух из батареи до тех пор, пока из крана не пойдет жидкость без пузырьков. После этого вентиль нужно закрутить обратно.
Если у чугунных радиаторов отсутствует сливной вентиль, не стоит самостоятельно откручивать заглушки или присоединительные гайки, чтобы удалить воздух. Это опасно тем, что из батареи пойдет сильный поток горячей воды, который будет сложно остановить. При наличии подобной системы отопления для устранения воздушных пробок стоит обратиться в управляющую компанию.
Кран Маевского
Кран Маевского — специальное приспособление для устранения воздушных пробок из систем с принудительным движением теплоносителя. Это воздухоотводчик ручного типа, расположенный в верхней боковой части батареи, который предусмотрен в комплектации большинства современных моделей радиаторов.
Устройство представляет собой металлический корпус, в котором предусмотрен винт с головкой под ключ и отверстие для устранения воздуха. Диаметр отверстия составляет порядка двух миллиметров, за счет чего при стравливании выходит минимальный объем теплоносителя.
Чтобы выпустить воздух из батареи, винт необходимо осторожно повернуть. В этот момент открывается специальное отверстие для выхода воздуха, и за счет внутреннего давления он вытесняется наружу. Когда из выходного отверстия потечет вода, винт нужно вернуть в исходное положение.
Автоматический воздухоотводчик
Воздухоотводчики с автоматическим удалением воздуха функционируют по поплавково-клапанному принципу. В их конструкции предусмотрены поплавок и выпускной клапан. Пока поплавок находится в воде, клапан перекрыт. При скоплении воздуха поплавок опускается и открывает клапан. По мере выхода пузырьков корпус заполняется теплоносителем, и поплавок возвращается в первоначальное положение, закрывая клапан.
Важным условием нормального функционирования таких устройств является стабильно высокое и равномерное давление, поэтому они применяются в централизованных или автономных системах отопления с принудительной циркуляцией.
Сепаратор
Сепаратор — еще одно устройство для автоматического удаления воздушных пробок. При прохождении через него теплоносителя снижается скорость потока. Специальные сетки улавливают пузырьки воздуха, которые поднимаются вверх, аккумулируются в поплавковом воздухоотводчике и удаляются из системы.
Еще одно преимущество использования подобного устройства заключается в том, что оно способно улавливать шлам — частицы, которые не растворяются в воде и проходят по системе отопления вместе с теплоносителем. При их наличии могут быть повреждены элементы насосов и клапанов, а также начаться процессы коррозии.
Терморегулятор
Если на радиаторах не предусмотрены ручные или автоматические воздухоотводчики, но установлен терморегулятор, его можно использовать, чтобы спустить воздух с батареи отопления. Для этого нужно аккуратно ослабить крепежную гайку и дождаться, пока пойдет жидкость. Затем гайку нужно закрутить обратно и проверить герметичность соединения.
Заключение
Снижение давления воздуха в батареях отопления – это ключевой момент для эффективной работы системы и комфортного обогрева помещения. Однако следует помнить, что работы по спуску воздуха требуют осторожности и должны выполняться в соответствии с правилами и рекомендациями.
Также важно отметить, что регулярная профилактика и тщательное обслуживание могут предотвратить накопление воздуха в системе. Постоянное следить за состоянием вентилей, использовать специальные инструменты при необходимости и регулировать давление в системе — все эти меры помогут сохранить отопительную систему в отличной работоспособности.
Итак, правильное управление воздухом в батареях отопления является важным аспектом поддержания комфортного климата в доме. При соблюдении рекомендаций и правил эксплуатации, а также при регулярном обслуживании, вы обеспечите эффективную и бесперебойную работу вашей отопительной системы на долгие годы.